Райда Салас: здесь лучшие девушки, с которыми я работала
Как и обещал, публикую интервью с выдающимися кубинскими хореографами и танцорами Rayda Salas и Dawes Figueroa, которые 26 и 27 июня провели в Киеве семинары по сальсе, румбе, кубинскому сону и афро. Учитывая тематику мастер-классов, разговор в большей степени касался изучения афро-кубинских танцев. Но прежде чем предоставить вашему вниманию собственно интервью, хочу поделиться своими впечатлениями от Райды и Дэвиса.
Оба невероятно энергичные и веселые, как и большинство кубинцев. Дэвис же удивил своими трюками и … огромным количеством выкуриваемых сигарет. Увидеть его без сигареты можно было только во время танца, а по его словам, дома в Италии он курит не сигареты, а трубку. Но судя по всему, курение не влияет на его отличную физическую форму. Особенно запомнился эпизод, когда во время танца Дэвис вдруг схватил стоящий неподалеку стул и усадил на него девушку, с которой танцевал. Затем зашел удивленной девушке за спину и, не успела она оглянуться, как Дэвис перепрыгнул через ее голову, совершив в воздухе сальто и сорвав аплодисменты всех присутствующих. Райда, как оказалось, кроме касино еще и отлично танцует ЛА, что она продемонстрировала в паре с Паулем Рейнальдо. Из-за травмы плеча, к сожалению, она танцевала мало, зато на вопросы отвечала охотно.
- Райда, в ноябре прошлого года ты уже приезжала в Киев на фестиваль Куба Си вместе с Альберто Вальдесом. Сейчас ты приехала с Дэвисом. Ты так часто меняешь партнеров?
Райда: Нет, когда я приезжала с Альберто, он просто попросил ему помочь провести семинары, а с Дэвисом мы работаем давно, уже шесть лет.
- Поскольку ты уже второй раз у нас, то наверное могла составить представление об уровне наших любителей сальсы. И каков этот уровень?
Райда: Очень хороший уровень! У многих развитая координация, что сложно найти. Видно, что у вашего народа есть очень хорошие корни, связанные с танцем, балетом. Когда я езжу по разным странам, то всем говорю, какой интересный опыт был у меня здесь – это самая лучшая страна, в которой я когда-либо работала с девушками. Здесь самые лучшие, самые красивые девушки! Очень хорошо поставлены ноги, руки, координация, Когда в прошлый раз я давала семинар по кабаре, это было одно удовольствие! Люди шли в ногу со мной. Я давала все новое и новое, а девушки все схватывали, и еще, и еще!
- А о парнях что ты скажешь?
Райда: Видно, что многим очень нравится афро, румба. Я вчера не могла танцевать, только смотрела со стороны. В других городах надо ждать, пока тебя пригласит хороший танцор, и не всегда встречаешь хорошего танцора, но здесь это не так.
- Райда, обычно в паре мужчина выше партнерши, а ты такая высокая рядом с Дэвисом…
Райда (смеется): Это трюк! Просто с утра до вечера я ношу высокие каблуки, а на самом деле Дэвис выше меня.
- Расскажите подробнее о вашем проекте CubaRumba.com
Дэвис: Эта идея появилась достаточно давно, когда-то у нас была группа Fonts Factory, в которой мы с Райдой работали с Майклом Фонтсом и Киренией Кантин. А после того как мы разошлись, появилась идея CubaRumba.com. Это не школа, это наша с Райдой группа.
- А как часто вы выступаете?
Дэвис: Каждую неделю у нас новое шоу, большинство наших постановок – на основе румбы и афро.
-Какую музыку вы сейчас слушаете?
Райда: бачату – Dominic Marte, в последнее время очень нравится кизомба, ну и, конечно, Maikel Blanco, реггетон – Gente De Zona и такое прочее.
Дэвис: Слушаю медленную, спокойную музыку — сальса романтика, болеро, много сона.
- Кто ваши Ориши? Какие танцы Оришей являются вашими любимыми?
Райда: Моя Ориша — Очун, об этом я узнала еще 13 лет назад во время специальной церемонии на Кубе. А любимый танец Йемайа.
Дэвис: Мой Ориша – Элегва. Я тоже прошел религиозную церемонию на Кубе и мне назначили этого Оришу. Но больше всего люблю танцевать Чанго.
- Можно ли научиться танцевать афро, не вникая глубоко в религиозную составляющую танца?
Дэвис: Да, можно. Что сделали мы, кубинцы? Мы взяли нашу религию и вынесли ее на сцену, представили нашу культуру. Вся наша культура на основе афро. Религиозная церемония – это одно, это святое, а фольклорные или показательные выступления – это совсем другое.
- А почему существует так мало обучающих ДВД по афро-кубинским танцам? Ведь, например, по сальсе Лос-Анжелес их имеется огромное количество.
Дэвис: На Кубе очень сложно что-то выпустить.
- Но ведь многие кубинцы живут в Европе…
Дэвис: Не все кубинцы умеют хорошо танцевать, тем более, афро. И еще меньше умеют хорошо объяснять, как надо танцевать.
- Ну а тем, кто изучает афро самостоятельно, что бы ты посоветовал? Что важнее изучить в первую очередь – технику движений, работу тела или же ритмику музыки?
Дэвис: Я думаю, важнее изучить музыку, ритмику, звуки тамбора. Афро — это тамбор, голос певца и движения танца. Техника появляется чуть позже, сначала музыка. Это большой диалог между певцом и танцором, и между танцором и музыкантом.
Вот такое получилось интервью с этими великолепными танцорами. И, конечно же, огромная благодарность за помощь в роли переводчика Паулю Рейнальдо.