Меню

Танцы как потоковое состояние

Мы говорим о танцах как о хобби. Но они могут стать подлинным потоковым состоянием. Термин потока впервые ввел американский психолог Михай Чиксентмихайи. Под потоком он понимает такое состояние, когда человек полностью сосредоточен на своем деле, буквально забывая обо всем остальном на свете, и получая от этого истинную радость и наслаждение.

Способов достижения потока существует немало — это и спорт, и путешествия, и выполнение интересных рабочих задач. Одним из таких способов Михай Чиксентмихайи называет танцы.

танец и поток

Для тех, кто еще не прочитал замечательную книгу «Поток. Психология оптимального переживания», я приведу несколько выдержек, каксающихся занятий танцами:

Всё, что может делать наше тело, несёт в себе потенциал радости. Однако многие пренебрегают этим и используют свою физическую оболочку по минимуму, лишая себя многочисленных возможностей испытать состояние потока.В результате нетренированное тело движется неуклюже, неразвитый взгляд несёт нам уродливые или неинтересные образы, немузыкальный слух слышит шум вместо музыки, и нам доступен лишь грубый вкус пищи. Если позволить телесным функциям атрофироваться, жизнь станет существенно менее приятной. Но если научиться контролировать способности своего тела и упорядочивать физические ощущения, энтропия в сознании уступит место радостной гармонии.

Физкультура и спорт — не единственные способы получить радость от тела; огромное количество разнообразных занятий, основанных на ритмичных или гармоничных движениях, позволяет достигать состояния потока. Наверно, наиболее древним и значимым среди них является танец, поскольку в нём доступность сочетается с огромными возможностями для самосовершенствования.Масса различных способов сочетания музыки и движения, от красочных ритуальных танцев папуасов Новой Гвинеи до филигранных балетных постановок артистов Большого театра, практикуются с целью улучшения качества переживания.

Радость, приносимая танцами, часто бывает настолько сильна, что ради нее люди готовы пожертвовать многими другими возможностями. Вот типичный ответ одной из танцовщиц, участвовавшей в опросе, проведенном в Милане группой профессора Массимини: «Я с самого детства хотела стать профессиональной балериной. Приходилось очень трудно: было мало денег, постоянные поездки, и к тому же мама была недовольна моей профессией. Но любовь к танцу поддерживала меня. Теперь это часть моей жизни, часть меня самой, без которой я не смогу жить»

Но, как и в случае со спортом, вовсе не обязательно становиться профессионалом, чтобы получать радость от управления возможностями своего тела. Танцор-дилетант наслаждается танцем не меньше, при этом ему не приходится отказываться от всех прочих целей ради ощущения гармонии.

Что ж, по-моему весьма веский довод, чтобы ради удовольствия заняться социальными танцами.

Прокомментируйте!

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *