Как стать знатоком латиноамериканской музыки?
Не так давно в статье о лучших альбомах прошлого года я писал о монументальном рейтинге лучших альбомов латиноамериканской музыки за 20 лет. Его составитель — человек под ником rino_ceronte, который регулярно пишет великолепные обзоры новинок латиноамериканской музыки, причем самых разных жанров — от самбы до сона. Вы, конечно, сами понимаете — чтобы сгруппировать и оценить диски за 20 лет нужно быть поситине превосходным экспертом. Итак, кто же этот знаток, сркрывающийся за псевдонимом?
Как оказалось, живет он в Днепропетровске и зовут его Артем Иванцов. Зрителям телеканала М1 он мог запомниться как автор программы «Баррио Латино», которая выходила в 2004 году. Мне стало настолько интересно, как можно стать столь глубоким знатоком латиноамериканской музыки, что я решил взять у Артема интервью. Хотя он пишет все свои рецензии на украинском, интервью специально решили сделать на русском, чтобы его могли прочесть посетители из других стран.
Артем Иванцов с легендарным кубинским музыкантом Исааком Дельгадо
- Артем, сколько — лет, прослушанных альбомов, прочтенных статей — Вам понадобилось, чтобы стать таким знатоком латиноамериканской музыки?
- Желательно, чтоб хоть что-то было с вами еще в детстве, когда формируются музыкальные вкусы. Предельно плотно на этой музыке я сижу года с 1998. То есть, четырнадцатый год. Количество прослушанных альбомов давно перевалило за тысячу. Насчет прочитанных статей – не знаю, мне больше нравится писать, чем читать.
- А как сформировались Ваши вкусы? Когда впервые запали на латиноамериканскую музыку?
- На музыку меня подсадил отец еще в раннем детстве. Вообще-то, он приучал меня к джазу, но дома очень популярны были и такие пластинки как Квартет Тито Беспроса (танго, гибкая пластинка) и виниловые кубинские диски Эгрема, за которыми в магазине «Мелодия» всегда стояла очередь. Это были записи Конхунто Каней, а также сборник, где лучшие темы (в частности, Siboney, Quiereme mucho и La comparsa) играл Оркеста де Мусика Модерна под руководством незаслуженно забытого сегодня Гонсало Ройга. Изумительные аранжировки! В его интерпретации эти темы так и остались для меня лучшими и по сей день. Потом уже во взрослом возрасте (года в 23), зная наизусть весь джаз, купил альбом уругвайского бандонеониста Уго Диаса. И пошло-поехало. Уже почти двадцать лет не могу остановиться. Латиноамериканская музыка зацепила неслыханной и немыслимой концентрацией таланта, который буквально витал в воздухе, когда она играла. Но уверен, что без мощного джазового бекграунда правильно воспринять эту музыку было бы трудно.
- Но как удается совмещать в себе интерес к таким разным жанрам как, например, танго и тимба? Ведь это же совершенно разная музыка. По сути, кроме испанского языка, эти направления ничего не объединяет!
- Не согласен. Танго настолько же выкристаллизованная квинтэссенция аргентинской культуры, насколько тимба – кубинской. Оба стиля музыкально утонченные до невозможности (я имею ввиду хорошее танго и хорошую тимбу), оба танцевальные, оба предельно персонабельные и склоняющие к импровизации. От обоих одинаково бурно закипает кровь. Это почти одно и то же, если не брать во внимание ритмическую составляющую.
- ОК, возьмем другой пример — самбу и, скажем, кумбию.
- Все латинские стили во многом схожи, потому что они отражают один менталитет — латинский. Они были рождены внутри общей системы ценностей — латинской системы, или, если хотите, креольской. Поэтому, самба, танго, тимба, кандомбе — все они прекрасно понимаются представителями всех стран.
- Вопрос, который, наверняка, интересен многим посетителям — откуда вы достаете новые альбомы? Ведь у нас в магазинах они не продаются, покупать с доставкой из-за границы получается очень дорого, а скачать, даже за деньги, можно далеко не все?
- Разумеется, источники пополнения самые разнообразные. Из всех своих поездок в Латинскую Америку я привозил купленные в местных магазинах диски. Так что, меня нельзя обвинить в том, что источник – исключительно Интернет. Хотя, конечно, без Интернета никуда. Многие музыканты сами присылают мне свои альбомы для ознакомления. А последняя очень радующая волна – самые лучшие на сегодня музыканты выкладывают свои последние работы на своих официальных страницах для открытого скачивания.
- А с кем из известных латиноамериканских музыкантов доводилось встречаться, общаться?
- Дино Салуцци, Соледад, Марсела Морело, Чанго Спасюк, Манолито, Давид Кальсадо, Исаак Дельгадо, Тоско Кортес, Оскар Вальдес, Виктор Эредия, Франко Лусьяно, Алекс Кребс, Сверре-Индрис Йонер, Виталий Осьмачко. Перекинулся парой слов и с Чучо Вальдесом.
- Ого, внушительный список! А как Вы попали на телевидение?
- В 2003-2004 годах я со своими друзьями из кубинской диаспоры Днепропетровска сделал программу «Баррио Латино», за материалами для которой ездил в Южную Америку. Всего вышло восемь выпусков. Программа состояла из интервью с латинскими звездами, видеоклипов, репортажей из латиноамериканской жизни, видеокурсов латинских танцев и хит-парада латинских альбомов.
К слову, вы тоже можете отправиться в поездку в Южную Америку, если обратитесь в турагенство травелс шоп
- Кстати, о танцах. Поскольку Вы танцуете танго, не было ли желания познакомиться с другими танцевальными направлениями? Почему выбрали именно танго?
- Не я выбрал танго, а танго выбрало меня. Сейчас я его, кстати, не танцую по причинам личного характера. До танго я немного танцевал под кубинскую музыку, в основном, на кубинских вечеринках друзей. Без проблем станцую и сальсу, и тимбу, и бачату, и кизомбу, и кумбию, и меренге с пленой. Нельзя уметь танцевать что-то одно. Можно либо уметь танцевать все, либо ничего. Речь идет, конечно, о латиноамериканских танцах.
- Какие новые имена в стиле сальса/тимба вы бы выделили?
- Сложный вопрос. В последние 2-3 года из новичков мозг не взрывал, вроде, никто. Что касается сальсы, то, на удивление, несколько супертреков было записано испанскими местисахе-группами. Например, Termino группы Сон де Надие, изумительная тема в самых лучших традициях Джимми Боша. Равнение на Кубу сейчас очень популярно в Испании. Шикарные сальсовые смеси выдают, например La Trueke Band. А самое сильное впечатление, конечно, от чилийцев из Хуана Фе. Их стиль помог сформировать кубинский перкуссионист Давид Ортега, входящий, кстати, в сотню лучших перкуссионистов мира. Их лучшие кубанизированные аранжировки типа Juan, Diganme lo que le va a pasar, El que te quiere te quiere, La telara?a просто рвут крышу. На Кубе такого сейчас не пишут. А в тимбе, похоже, пробуксовка. Стали на прикол Манолито, Тоско, Исаак, Манолин, Пилото. Лос Ван Ван с каждым новым альбомом легко всех обходят, конкуренции не видно. Правда, пока не слышал последних работ Пупи и Алайна Даниэля.
- Для новичков, которые хотят лучше разбираться в латиноамериканской музыке, какие краеугольные альбомы вы бы посоветовали послушать в первую очередь по каждому направлению: сальса, тимба, бачата, румба?
- Бачата и меренге – Хуан Луис Герра и Джонни Вентура, сальса – Джимми Бош, Анхель Каналес, Ля Сонора Карруселес, Джо Арройо, Оскар д’Леон, Селия Крус, Труко и Сапероко, тимба – Лос Ван Ван, Чаранга Абанера, Манолито и су Трабуко, Элито Реве, НГ ля Банда, Манолин, Исаак Дельгадо, Климакс, причем почти все – из второй половины 90-ых годов, румба – если в чистом виде, то Лос Папинес, Ля Сонора Матансера. А так румба присутствует почти во всех лучших тимбовых и сальсовых аранжировках.
- Спасибо за интервью! И пожелаю тем, кто только октрывает для себя удивитиельный мир латиноамериканской музыки, переслушать хотя бы часть из этого списка. Вы не пожалете!
Выдающийся человек. Искренне уважаю.
Нужно еще добавить, что кроме музыки он знает и продолжает учить языки, ценитель хорошего кино и аргентинского футбола. По всем этим темам ведет увлекательные и содержательные блоги. В наш век сплошного пустозвонства в интернете, таких людей нужно ценить.
Я хоть и не знаком лично, но тоже испытываю искреннее уважение!