Меню

Как стать знатоком латиноамериканской музыки?

Не так давно в статье о лучших альбомах прошлого года я писал о монументальном рейтинге лучших альбомов латиноамериканской музыки за 20 лет. Его составитель — человек под ником rino_ceronte, который регулярно пишет великолепные обзоры новинок латиноамериканской музыки, причем самых разных жанров — от самбы до сона. Вы, конечно, сами понимаете — чтобы сгруппировать и оценить диски за 20 лет нужно быть поситине превосходным экспертом. Итак, кто же этот знаток, сркрывающийся за псевдонимом?

Как оказалось, живет он в Днепропетровске и зовут его Артем Иванцов. Зрителям телеканала М1 он мог запомниться как автор программы «Баррио Латино», которая выходила в 2004 году.  Мне стало настолько интересно, как можно стать столь глубоким знатоком латиноамериканской музыки, что я решил взять у Артема интервью. Хотя он пишет все свои рецензии на украинском, интервью специально решили сделать на русском, чтобы его могли прочесть посетители из других стран.


Артем Иванцов с легендарным кубинским музыкантом Исааком Дельгадо

- Артем, сколько — лет, прослушанных альбомов, прочтенных статей — Вам понадобилось, чтобы стать таким знатоком латиноамериканской музыки?

- Желательно, чтоб хоть что-то было с вами еще в детстве, когда формируются музыкальные вкусы. Предельно плотно на этой музыке я сижу года с 1998. То есть, четырнадцатый год. Количество прослушанных альбомов давно перевалило за тысячу. Насчет прочитанных статей – не знаю, мне больше нравится писать, чем читать.

- А как сформировались Ваши вкусы? Когда впервые запали на латиноамериканскую музыку?

- На музыку меня подсадил отец еще в раннем детстве. Вообще-то, он приучал меня к джазу, но дома очень популярны были и такие пластинки как Квартет Тито Беспроса (танго, гибкая пластинка) и виниловые кубинские диски Эгрема, за которыми в магазине «Мелодия» всегда стояла очередь. Это были записи Конхунто Каней, а также сборник, где лучшие темы (в частности, Siboney, Quiereme mucho и La comparsa) играл Оркеста де Мусика Модерна под руководством незаслуженно забытого сегодня Гонсало Ройга. Изумительные аранжировки! В его интерпретации эти темы так и остались для меня лучшими и по сей день. Потом уже во взрослом возрасте (года в 23), зная наизусть весь джаз, купил альбом уругвайского бандонеониста Уго Диаса. И пошло-поехало. Уже почти двадцать лет не могу остановиться. Латиноамериканская музыка зацепила неслыханной и немыслимой концентрацией таланта, который буквально витал в воздухе, когда она играла. Но уверен, что без мощного джазового бекграунда правильно воспринять эту музыку было бы трудно.

- Но как удается совмещать в себе интерес к таким разным жанрам как, например, танго и тимба? Ведь это же совершенно разная музыка. По сути, кроме испанского языка, эти направления ничего не объединяет!

- Не согласен. Танго настолько же выкристаллизованная квинтэссенция аргентинской культуры, насколько тимба – кубинской. Оба стиля музыкально утонченные до невозможности (я имею ввиду хорошее танго и хорошую тимбу), оба танцевальные, оба предельно персонабельные и склоняющие к импровизации. От обоих одинаково бурно закипает кровь. Это почти одно и то же, если не брать во внимание ритмическую составляющую.

- ОК, возьмем другой пример — самбу и, скажем, кумбию.

- Все латинские стили во многом схожи, потому что они отражают один менталитет — латинский. Они были рождены внутри общей системы ценностей — латинской системы, или, если хотите, креольской. Поэтому, самба, танго, тимба, кандомбе — все они прекрасно понимаются представителями всех стран.

- Вопрос, который, наверняка, интересен многим посетителям — откуда вы достаете новые альбомы? Ведь у нас в магазинах они не продаются, покупать с доставкой из-за границы получается очень дорого, а скачать, даже за деньги, можно далеко не все?

- Разумеется, источники пополнения самые разнообразные. Из всех своих поездок в Латинскую Америку я привозил купленные в местных магазинах диски. Так что, меня нельзя обвинить в том, что источник – исключительно Интернет. Хотя, конечно, без Интернета никуда. Многие музыканты сами присылают мне свои альбомы для ознакомления. А последняя очень радующая волна – самые лучшие на сегодня музыканты выкладывают свои последние работы на своих официальных страницах для открытого скачивания.

- А с кем из известных латиноамериканских музыкантов доводилось встречаться, общаться?

- Дино Салуцци, Соледад, Марсела Морело, Чанго Спасюк, Манолито, Давид Кальсадо, Исаак Дельгадо, Тоско Кортес, Оскар Вальдес, Виктор Эредия, Франко Лусьяно, Алекс Кребс, Сверре-Индрис Йонер, Виталий Осьмачко. Перекинулся парой слов и с Чучо Вальдесом.

- Ого, внушительный список! А как Вы попали на телевидение?

- В 2003-2004 годах я со своими друзьями из кубинской диаспоры Днепропетровска сделал программу «Баррио Латино», за материалами для которой ездил в Южную Америку. Всего вышло восемь выпусков. Программа состояла из интервью с латинскими звездами, видеоклипов, репортажей из латиноамериканской жизни, видеокурсов латинских танцев и хит-парада латинских альбомов.

- Кстати, о танцах. Поскольку Вы танцуете танго, не было ли желания познакомиться с другими танцевальными направлениями? Почему выбрали именно танго?

- Не я выбрал танго, а танго выбрало меня. Сейчас я его, кстати, не танцую по причинам личного характера. До танго я немного танцевал под кубинскую музыку, в основном, на кубинских вечеринках друзей. Без проблем станцую и сальсу, и тимбу, и бачату, и кизомбу, и кумбию, и меренге с пленой. Нельзя уметь танцевать что-то одно. Можно либо уметь танцевать все, либо ничего. Речь идет, конечно, о латиноамериканских танцах.

- Какие новые имена в стиле сальса/тимба вы бы выделили?

- Сложный вопрос. В последние 2-3 года из новичков мозг не взрывал, вроде, никто. Что касается сальсы, то, на удивление, несколько супертреков было записано испанскими местисахе-группами. Например, Termino группы Сон де Надие, изумительная тема в самых лучших традициях Джимми Боша. Равнение на Кубу сейчас очень популярно в Испании. Шикарные сальсовые смеси выдают, например La Trueke Band. А самое сильное впечатление, конечно, от чилийцев из Хуана Фе. Их стиль помог сформировать кубинский перкуссионист Давид Ортега, входящий, кстати, в сотню лучших перкуссионистов мира. Их лучшие кубанизированные аранжировки типа Juan, Diganme lo que le va a pasar, El que te quiere te quiere, La telara?a просто рвут крышу. На Кубе такого сейчас не пишут. А в тимбе, похоже, пробуксовка. Стали на прикол Манолито, Тоско, Исаак, Манолин, Пилото. Лос Ван Ван с каждым новым альбомом легко всех обходят, конкуренции не видно. Правда, пока не слышал последних работ Пупи и Алайна Даниэля.

- Для новичков, которые хотят лучше разбираться в латиноамериканской музыке, какие краеугольные альбомы вы бы посоветовали послушать в первую очередь по каждому направлению: сальса, тимба, бачата, румба?

- Бачата и меренге – Хуан Луис Герра и Джонни Вентура, сальса – Джимми Бош, Анхель Каналес, Ля Сонора Карруселес, Джо Арройо, Оскар д’Леон, Селия Крус, Труко и Сапероко, тимба – Лос Ван Ван, Чаранга Абанера, Манолито и су Трабуко, Элито Реве, НГ ля Банда, Манолин, Исаак Дельгадо, Климакс, причем почти все – из второй половины 90-ых годов, румба – если в чистом виде, то Лос Папинес, Ля Сонора Матансера. А так румба присутствует почти во всех лучших тимбовых и сальсовых аранжировках.

- Спасибо за интервью! И пожелаю тем, кто только октрывает для себя удивитиельный мир латиноамериканской музыки, переслушать хотя бы часть из этого списка. Вы не пожалете!

2 комментария
  1. ga 12.03.2012
    • AndreyPolyakov 12.03.2012

Прокомментируйте!

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *