Меню

Памяти Cesaria Evora

Минувшей ночью наткнулся в сети на печальную новость — умерла знаменитая певица Cesaria Evora. А ведь казалось, что эта бабушка будет жить еще очень долго, и непременно успею еще раз побывать на ее концерте…

Какое отношение имеет эта африканская певица к тематике сайта? Ведь ее песни никак не попадали под разряд «латино». И тем не менее замечено, что очень многим людям, любящим латиноамериканскую музыку, очень нравилось творчество Сезарии. А бессмертная Besame Mucho в ее исполнении была одной из лучших версий этой песни.

У меня сохранилась старая статья о Сезарии, которая так и не была опубликована. Писал ее для одного журнала, который успел прекратить свое существование как раз после приезда Сезарии Эворы в Украину. Так этот текст и отправился «в стол». Сейчас, думаю, самое время опубликовать эту статью. В память о великой певице.

Об Островах Зеленого Мыса я впервые услышал в самом нежном детстве. Причем, что удивительно, услышал отнюдь не на уроке географии и не из выпуска передачи «Сегодня в мире», а… на футбольном поле. Возле нашей школы располагалось несколько общежитий иностранных студентов. По вечерам они нередко приходили поиграть к нам на спортплощадку в футбол, ну а мы, задерживаясь после уроков, собирались посмотреть на матчи этой «сборной мира». Как-то раз, пробравшись за ворота, которые защищал рослый чернокожий голкипер, мы спросили его, из каких далеких стран прибыл он в наш край? Сверкнув белозубой улыбкой, он ответил: «Острова Зеленого Мыса».

Доселе незнакомое название заставило включиться мальчишескую фантазию, нарисовав в воображении покрытые зарослями джунглей острова посреди океана, к которым плывут белоснежные лайнеры… После этого долгое время о далеком архипелаге слышать не доводилось. Эта страна существовала где-то на периферии мира, наряду с Чадом, Суринамом и Тонга. Мало ли на планете таких государств? Наткнешься на них случайно в атласе, чтобы тут же забыть. Но с Островами Зеленого Мыса вышла другая история. Внезапно это название выплыло из тумана неизвестности на волнах волшебного голоса самой известной гражданки этой страны — Сезарии Эворы.

Бьюсь об заклад, немало людей во всем мире, влюбившись в ее тягучие, ни на что не похожие песни на непонятном языке, начинали искать какие-нибудь сведения о географическом пространстве, которое могло бы породить эти удивительные мелодии. В причудливом переплетении латиноамериканских и африканских мотивов вырисовывались приморские города, портовые ресторанчики, заполненные разношерстной публикой со всех концов света, утопающая в сигарном дыму эстрада. Уж не знаю отчего, но почему-то ощущалось, что такая музыка может быть написана только у моря. Как оказалось, родина этих песен — те самые Острова Зеленого Мыса, точнее, республика Кабо-Верде, как называется эта страна с момента обретения независимости в 1975 году. Крошечное государство многим стало известно исключительно благодаря Сезарии. В каком-то смысле она является послом доселе неизвестной миру культуры. Послом, которого восторженно встречают везде — в Америке, Европе, Японии, Бразилии. В Украине, куда Сезария приезжает уже не первый раз, ее творчество тоже находит живой отклик.

Стоило певице лишь выйти на сцену, зал разразился овациями. Глядя на нее, так сказать, вживую, без ретуши фотографий и размытого кадра видеоклипов, понимаешь феноменальность популярности этой «черной Эдит Пиаф», как окрестили ее критики. Казалось бы, ее внешность полностью противоречит всем законам шоу-бизнеса — грузная, выглядящая старше своих 62 лет, пожилая женщина в каком-то бесформенном балахоне. Если бы не цвет кожи — самая заурядная, простите за выражение, баба. Плюс ко всему — выражение усталости, если не изможденности, на лице. Но голос… Кажется, в нем заключены вся ее энергия и жизненная сила. Возможно, наделив Сезарию голосом, способным «брать за сердце» людей разных национальностей, природа компенсировала таким образом и ее невидящий глаз, и больные ноги, и непривлекательную внешность. И хоть он не поражает сногсшибательными вокальными экзерсисами, этот голос полон теплоты и какой-то ненавязчивой мудрости, его глубина и искренность преодолевают барьер незнакомых слов.

Кстати, подавляющее большинство слушателей не понимают Сезарию. Ведь она поет на языке своей родины — креольском, который представляет собой смесь африканских наречий, португальского да еще и толики французского. В этом смешении народов и родилась традиционная для Кабо-Верде песня, так называемая морна — протяжная, исполненная ностальгии баллада. На островах их поют еще с начала ХХ века. Чтобы добиться мировой славы, Сезария Эвора просто спела мелодии, слышанные с детства.

Правда, путь к этой славе был весьма долог. До того как отправиться в середине 80-х годов в Европу в сорок с лишним лет, Сезария была никому не известной ресторанной певицей, которая воспитывала троих детей от разных отцов. В одном из интервью она рассказывала о своей мечте, которая была у нее в те годы. Кто-то подарил ей французские духи во флаконе в виде Эйфелевой башни. И она дала себе слово, что когда-нибудь обязательно увидит ее. Правда это или нет, но прежде чем попасть в Париж, она переехала в Лиссабон. Долгое время занималась тем же, чем и на родине, — пела в небольших ресторанчиках, в основном, для своих соотечественников. Сезарии было уже 47, когда ей предложили записать первую пластинку — и не где-нибудь, а в Париже.

В 52 она впервые выступила на главной концертной площадке Франции — в парижской «Олимпии» — и собрала полный зал. В 53 впервые ее диск стал золотым. В 56 впервые записала песню на иностранном (испанском) языке. Это была, казалось бы, совершенно заезженная «Besame Mucho», которую Сезария ухитрилась спеть так, будто до нее эту песню никто не пел.

Как же быстро пролетели неполные два часа, пока продолжался концерт Сезарии Эворы! За это время она исполнила большинство песен с последнего диска «Voz D’Amor» и самые популярные — хотел было написать хиты, но нет, слово «хит» по отношению к творчеству Сезарии кажется неуместным — самые популярные композиции с предыдущих альбомов. Каждая песня вызывала неизменную реакцию зала — овацию. Скажу по правде, давненько уже не доводилось видеть концерта, на котором бы исполнитель, обходясь без кордебалета, без лазерного шоу и пиротехники, так просто и естественно общался бы со зрителями с помощью своих песен.

Ну, а сама прима, как она принимала несмолкающие аплодисменты, цветы, выкрики особо темпераментных слушателей «We love you!» и «Вива Кабо-Верде!»? Почти без эмоций. Легкая улыбка — и все. Вообще, судя по интервью, Сезария совершенно спокойно относится к своей популярности. Слава, неожиданно пришедшая к ней, когда, казалось, ее уже и не ждали, не кружит ей голову. Она просто продолжает петь, как пела не один десяток лет. Петь всему миру о далеких покрытых зарослями джунглей островах посреди океана. И пусть на самом деле ее креольские слова повествуют совсем о другом — мы слышим в них именно то, что хотим услышать.

Источник фото: официальный сайт Cesaria Evora

Один комментарий
  1. Оля 18.12.2011

Прокомментируйте!

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *