Пина: танец и страсть
Прошедшая недавно в кинотеатрах лента «Пина: Танец страсти» — фильм о танцах 2011 года, который невозможно не заметить. И не только потому, что он позиционируется как первый арт-хаус фильм в формате 3D. Подобные «не мейнстримные» картины редко идут в прокате, а уж посвященных танцам среди них и вовсе практически нет. Кроме того, само имя Вима Вендерса служит своеобразным знаком качества. Поклонникам латиноамериканской культуры оно известно, прежде всего, по самому знаменитому фильму о кубинской музыке — Buena Vista Social Club.
В новом фильме в объективе уже не Куба, а немецкий город Вуперталь, где знаменитый хореограф Пина Бауш в течение долгих лет воглавляла Театр танца вплоть до своей смерти. Собственно фильм «Пина» — это своего рода эпитафия танцовщице. Звучит не слишком интригующе, верно? И тем не менее, фильм очень стоит посмотреть.
В отличие от большинства фильмов о танцах, где сюжет так или иначе вертится вокруг танцев, здесь никакого сюжета нет вообще. Фильм представляет собой фрагменты танцевальных спектаклей, немножко архивных кадров, короткие интервью с участниками театра и большое количество танцевальных миниатюр, которые танцоры исполняют в самых неожиданных местах — на улицах, в метро, на фабрике, в парке.
[rutube]e6b506122046974dcfdc409820efa49a[/rutube]
Я сам не большой знаток современного балета, но «Пина: Танец страсти» впечатляет и весьма сильно. Каждый танец — это отдельная история, причем рассказаная с помощью языка танца очень красноречиво. На видео я скомпиллировал наиболее понравившиеся из таких историй, которые могут помочь составить какие-то впечатление о фильме.
Рекомендовать всем и каждому смотреть этот фильм я бы не стал. Многим отсутствие сюжета явно придется не по душе. Но тем, кто любит танец и интересуется его различными направлениями и возможностями, посмотреть «Пину» будет очень интересно. Скорее всего, что отдельные моменты захочется пересмотреть и не один раз.
ПИНА — документальная кино-поэма Вима Вендерса об одной из самых экстраординарных хореографов ХХ века, Пине Бауш, умершей летом 2009 года.
ПИНА — фильм-посвящение Вима Вендерса Пине Бауш.
Первый артхаусный фильм в 3D
https://www.pina-film.de/
СИНОПСИС
Режиссер выводит свою визуальную историю в новое измерение — прямо со сцены легендарного Танцтеатра Вупперталь Пины Бауш, вслед за танцорами, зритель окажется в самом городе Вупперталь и его окрестностях — в месте, которое на протяжении 35 лет служило домом и сердцем для творчества Пины Бауш.
Вим Вендерс дружил с Пиной с 1980-х, но только когда режиссер впервые увидел фильм, снятый в 3D, идея документальной биографии оформилась окончательно. «Я был уверен, что 3D и танец созданы друг для друга. И я не разочаровался» – рассказал он в интервью газете The Sunday Times. Пина умерла от рака в 2009 году. Это случилось за несколько дней до начала съемок их с Вимом Вендерсом совместного фильма.
После смерти своей главной героини Вендерс остановил кино-производство. Однако танцоры театра Пины Бауш настояли на том, чтобы фильм появился.
Премьера «Пины» состоялась на Берлинском кинофестивале в 2011 году. В основе фильма – 4 самые главные постановки Пины Бауш, которые она успела отобрать для этого проекта: «Кафе Мюллер» — танец со столами и стульями; культовая «Весна Священная», которую танцуют на сцене, покрытой торфом; монументальное «Полнолуние», сценография которого включает огромную скалу на пол-сцены; и «Контактхоф» – балет телесных эмоций. Пина Бауш была известна своим методом “questioning” – в ходе работы над новой постановкой она задавала вопросы своим танцорам, которые отвечали ей танцем. Подобным образом, Вим Вендерс попросил артистов ансамбля Танцтеатр выразить в движении свои чувства к Пине. Съемки танцевальных перформансов проходили как на сцене театра в Вуппертале, так и в самом городе – на перекрестках, железнодорожных переездах, в заброшенных зданиях и пустых бассейнах. Кроме этого, в фильм вошли интервью-воспоминания членов интернациональной танцевальной труппы Пины Бауш, и несколько архивных съемок самой Пины.
В июле 2011 года «Пина», которую уже прозвали в прессе «первым артхаусным фильмом в 3D» и даже «первым произведением искусства в 3D», была впервые показана в Украине на Втором Одесском международном кинофестивале.
ПИНА БАУШ
Филиппина Бауш родилась в 1940 г. в Золингене, где ее родители владели небольшим отелем.
После первых танцевальных опытов в Детском балете Золингена, 14-летняя Пина Бауш поступает в Фольквангский университет искусств ученицей Курта Йооса.
В 1958 году, получив стипендию, отправляется в Нью-Йорк как специальный студент Джульярдской музыкальной школы. В этой танцевальной Мекке, где на свет появился современный танец, а жанр классического балета был изобретен заново, Пина Бауш провела 2 года. Ее учителями были Энтони Тюдор, Хосе Лимон, а также танцоры Студии Марты Грэм Альфредо Корвино и Маргарет Краске.
После возвращается в Эссен, где, по приглашению учителя Курта Йооса, танцует в Балете Фолькванг, позже известном как Танцевальная Студия Фолькванг. Пина исполняет старые и новые работы Йооса, а также ассистирует ему с хореографией. В то же время начинает самостоятельно заниматься танцевальными постановками, за которые получит первые призы.
На сезон 1973/74 гг. приглашена руководителем Балета в Вуппертале, который она вскоре переименует в Танцтеатр. Это название, изобретенное в 1920-х Рудольфом фон Лабан, означало понятие полного освобождения от привычной танцевальной рутины и выбор в сторону полной свободы средств выражения. Пина изобретает новые жанры, в которых драма и эмоции сплетаются с чувством юмора и смелыми экспериментами в области сценографии и выбора музыкального сопровождения. Она ставит танцевальные оперы, работает с поп-музыкой и оперетками, и по-своему обращается со священными клише высокой культуры.
В 1978 году Пина Бауш открыла свой рабочий метод “questioning”, в ходе которого она работает с танцорами, задавая им ассоциативные вопросы, связанные с темой постановки. Начиная с базовых человеческих эмоций, работая со страхами и потребностями, а также с желаниями и страстями, Танцтеатр Вупперталь не только получает всемирное признание, но и провоцирует международную революцию в хореографии.
Ансамбль Танцтеатра Вупперталь принимал участие в многочисленных интернациональных ко-продукциях в Италии, Испании, Австрии, США, Гон Конге, Португалии, Венгрии, Японии, Корее, Индии, Чили — над последней Пина работала в 2009-м и так и не успела придумать ей название.
Пина была удостоена множества наград и званий, среди них: Орден Искусств и литературы Французской республики (1991), Большой крест со звездой и плечевой лентой «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» (1997) и Военный орденский крест Сантьягу ди Эспада от правительства Португалии, а уже в 2003 году — Орден Почётного легиона; «Премия Бесси» в Нью-Йорке (1984), Национальную немецкую танцевальную премию (1995), Награду Берлинского театра (1997), Императорскую премию Японии (1999). В мае того же 1999 года Бауш получила (в Таормине, Италия) Европейскую театральную премию, а в ноябре старейший Болонский университет вручил ей почётный диплом «Доктора honoris causa» в области Искусств, Музыки и Зрелища. В 2004 году она удостоена премии Нижинского в Монте-Карло, в 2005 —Золотой Маски в Москве, в июне 2007 года — Золотого льва венецианской Биеннале «за вклад в искусство», в ноябре — Премии Киото, а в 2008 году во Франкфурте-на-Майне — премии Гёте.
ВИМ ВЕНДЕРС О ПИНЕ БАУШ
“До недавних пор движение как такое никогда меня не трогало.
Я привык воспринимать его как данность.
Люди просто двигаются. Все движется.
Только узнав Танцтеатр Пины я научился ценить движения, жесты, положения, поведение, язык тела, и, увидев ее работу, уважать их.
Я не перестаю поражаться, какое сокровище сокрыто в наших телах, способных выразить себя без слов, и как много историй можно поведать, не сказав ни единого предложения